Балет - это не только завораживающее зрелище, но и изнурительный каждодневный труд.

Быть на сцене под взглядами сотен людей, чувствовать их эмоции и восторг - заветная мечта каждого артиста.

Вот и разворачиваются за место под софитами настоящие битвы, плетутся интриги, ломаются судьбы… Весной 1982 года народный артист СССР Марис Лиепа как всегда пришел в свой родной Большой театр, показал пропуск.

Вахтер посмотрел на него хмуро и пробурчал: Не велено.

Пораженный Лиепа пытался спорить, напомнил о высоком звании, о годах службы… Взгляд вахтера ничуть не изменился: не велено! Отставной чекист отобрал пропуск и выставил народного артиста за дверь… Марис Лиепа проработал в Большом театре более 20 лет.

Природа не снабдила его особыми балетными данными - славы и успеха танцовщик добивался изматывающим, маниакальным трудом.

Пика карьеры Марис достиг в середине 60-х годов, работая в дуэте с Юрием Григоровичем.

Худрук и абсолютный монарх Большого театра создал специально для артиста партию Красса в балете Спартак.

Благодаря этой роли звезда Мариса Лиепы поднялась на небывалую высоту.

Слава усугубила и без того непростой характер танцора.

Он мог устроить скандал практически на ровном месте - вдруг разругаться с коллегами, швырнуть костюм в лицо местной челяди.

Однако до поры до времени ему все прощалось.

В 70-х отношения между Лиепой и Григоровичем дали трещину.

Марису перестали давать главные роли, а те партии, которые предлагал худрук, танцовщик считал неприемлемыми для своего статуса.

И тогда Лиепа написал статью в газету Правда, в которой раскритиковал и хореографию Григоровича, и его методы руководства труппой.

И вот 28 марта 1982 года на стол художественного руководителя Большого театра Юрия Григоровича ложится письмо за личной подписью министра культуры СССР Петра Демичева.

Согласно приказу, Марис Лиепа восстановлен в должности солиста Большого театра! Танцовщик вернулся к роли Красса, публика рукоплескала.

Однако бенефис Мариса на этот раз оказался недолгим - спектакль стал последней работой артиста в Большом.

В возрасте 45-ти лет Лиепа был отправлен на пенсию.

Григорович так и не простил танцовщику ни его выходок, ни злополучной статьи… Непросто приходилось и одной из самых выдающихся балерин двадцатого века - Майе Плисецкой.

В феврале 1972 года, чтобы отстоять новый балет Анна по роману Льва Толстого, она вступила в схватку с самим министром культуры СССР Екатериной Фурцевой.

Фурцева считала чуть ли не кощунством, что роман Анна Каренина превратили в балет откуда эта буржуазная эротика? ! Каренина в буквально в неглиже валится на Вронского… Это возмутительно и недостойно советского балета! .

Но Плисецкая сдаваться не собиралась.

Она обратилась напрямую к секретарю ЦК, отвечающему за культуру - тому же Петру Демичеву, заручившись при этом поддержкой зампредседателя КГБ Бобкова, который был ее страстным поклонником.

В Центральном Комитете партии Майю Плисецкую поддержали.

Впрочем, причиной тому стали не только влиятельные покровители, но и огромный международный авторитет: балерина была одним из главных советских брендов.

А что стало причиной многолетней вражды между Галиной Улановой и Ольгой Лепешинской? Почему прима-балерина Кировского театра Наталья Макарова сбежала из страны? Как Анастасию Волочкову выживали из Большого театра и что на самом деле стало причиной ее увольнения?



ВИДЕО:
Майя Плисецкая, Галина Уланова, Марис Лиепа. Закулисные войны в балете

Балетные страсти. Можно ли добиться успеха без закулисных интриг?

Большие скандалы большого балета | Цискаридзе, Лепешинская, Уланова, Таранда, Плисецкая, Филин

Юрий Григорович. Великий деспот @Центральное Телевидение


Следующие телепередачи на канале ТВЦ в 01:50 16.11.2019
02:50В центре событий с Анной Прохоровой
Каждую неделю в мире происходит множество событий - и не только в высоких сферах политики ...
04:00Петровка, 38
04:15Загнанный
Бывший ученик специалиста по подготовке элитного спецназа Эл Ти Бонэма переходит на другую...
06:05Марш-бросок