Он поменял интонацию не только в театре, но и в современной литературе.

Литераторы его считают актёром, актёры - литератором.

Режиссёры видят в нем сценариста, драматурги узнают его режиссёрскую хватку.

Друзья же по творческому цеху называют его театральным оркестром.

Так кто же он - Евгений Гришковец? Разгадать загадку попытается Татьяна Устинова в программе Мой герой.
Накануне юбилея - 17 февраля Евгений Гришковец отметит своё 50-летие - уместно начать разговор с детских воспоминаний.

Поэтому ведущая программы Татьяна Устинова первым делом поинтересовалась, каким было детство нынешнего новатора театральной сцены.
- С чего все началось, где вы родились, в какой семье?
- Трудно назвать это семьёй.

Родители были студентами кемеровского Политеха, они родили меня очень рано.

Им не так давно исполнилось по 70 лет.

Я был всегда с ними, совсем молодыми людьми - в пять-шесть лет был своим человеком за столом.

Это важно, я это ценил.

Надо отдать должное моим родителям - меня никогда не оставляли на бабушку с дедушкой.

Мне было два-три года, а они таскали меня с собой в Ташкент, Самарканд...

И когда отец поехал в Ленинград писать диссертацию, меня взяли с собой.

Мы там здорово мыкались, но я чувствовал себя компаньоном всегда.

Важнейшим для исполнения ребенком в нашей семье - обязательно быть счастливым по возможности, весёлым и не бессмысленным.
Мне читали книги вслух.

Я предпочитал, чтобы мама читала.

Отец тоже хотел, рвался.

Но как только он начинал мне читать, он сразу засыпал.

Я ему пальчиками открывал глаза.
- Все дети отмечают мамин праздник 8 Марта, а у вас с вашим папой был праздник 1 мая...
- У моего папы день рождения первого мая, а он человек остроумный.

В общем, на протяжении долгого времени, до семи лет, пока мы не переехали в Ленинград, я был абсолютно убежден, что первомайская демонстрация в городе Кемерово происходит исключительно по причине дня рождения моего папы.
Ещё на первом курсе Евгений Гришковец пошел в студию пантомимы, где занимался с таким увлечением и преданностью, как будто это было важнее филологии и собственно университета.
- Почему вы выбрали пантомиму - выражение эмоций без слов?
- Я же картавил очень сильно и продолжаю картавить, просто сейчас научился, чтобы это помягче звучало и не так сильно раздражало окружающих.

Я-то полагал, что совершенно профнепригоден, а хотел заниматься искусством.

И пантомима тогда ещё была чем-то чудесным.

В это же время умами владел Полунин с любимыми всеми Лицедеями...
У Гришковца всегда есть своё мнение - он не подлаживается ни под кого.

В конце 80-х, под самый занавес советской эпохи, когда в вузах начали возрождаться команды КВН, вернувшийся со службы на флоте студент Гришковец приложил усилия, чтобы придушить кавээновское движение в университете, где учился.

Зачем? - недоумевает Татьяна Устинова.
- А вы не понимаете? КВН перерождается в бизнес моментально.

Он притягивает к себе все творческие силы, не пропускает другой тип юмора, другой образ жизни.

Кавээнщики сидят везде.

КВН порождает ужасную уверенность людей в себе: не надо заканчивать театральную академию, не надо учиться на режиссера...

Можно быть и режиссёром, и продюсером, и артистом в одном лице.

Просто нужно пройти горнило КВН, и ты всё знаешь.

И ещё он порождает чудовищное самодовольство...
Кинематограф - это единственный случай, где Гришковец с упоением слушает задачу, которую перед ним ставит режиссер.

Он ужасно любит сниматься в кино, хотя там у него, по его словам, в основном эпизодические роли.
- У вас нет желания пойти учиться, чтобы больше приглашали в кино?
- Я всё умею в профессии.

Себе в кино нравлюсь.

Фильмография у меня классная.

Я же снимался у Учителя, Адабашьяна, Говорухина.

У меня проходных ролей нет.

Меня снимали прекрасные операторы.

Я вообще сама дисциплина: я помалкиваю, знаю текст наизусть, потому что я же понимаю, что такое руководить театром и людьми.

Это же так интересно - угадать, что хочет от тебя человек.

Кайфую от работы в коллективе и не отвечаю за всё в целом.

Для меня съёмки в кино - высокооплачиваемый отдых.
Гришковец - провокатор, он устраивает театр из своей жизни.

И если говорить о театре как о модели жизни, то, конечно, он его главный режиссёр.
- Вы себе не давали сойти с выбранного пути, даже когда было трудно заниматься любимым делом, театром...
- К 1999 году я пришёл к тому, что надо заканчивать жить искусством.

Я уже сделал спектакль Как я съел собаку, уже получил премию за лучшую пьесу на русском языке - за Записки русского путешественника.

Но я не мог представить, что моя книжка будет продаваться в магазине или что на мои спектакли в Москве и Питере будут покупать билеты.

Веселье получается, а счастье не получается.

И я весь такой весёлый и несчастный.
Решил так: память у меня хорошая, я артистичный - стану модным адвокатом и буду доживать жизнь в комфорте.

Вот так я себе представлял.

Но я отчётливо понимал, что с того момента, как перестану заниматься искусством, наступит несчастье и доживание жизни.

Мне посчастливилось - случилась Золотая маска, и то чем я занимался, структурировалось и стало любимой работой.



ВИДЕО:
Георгий Гречко. Мой герой | Центральное телевидение

Нет начинающих артистов. Артист либо есть, либо его нет. Евгения Добровольская

Константин Юшкевич о жизни артиста в армии, курсе Марка Захарова и воспитании средой

Памяти Сергея Пускепалиса


Следующие телепередачи на канале ТВЦ в 13:30 08.02.2017
14:30События
Основная ежедневная информационная программа канала, посвященная важнейшим общественным, п...
14:50Город новостей
Задача "Города новостей" - рассказать зрителям о самых главных событиях, которые происходя...