Литераторы его считают актёром, актёры - литератором.
Режиссёры видят в нем сценариста, драматурги узнают его режиссёрскую хватку.
Друзья же по творческому цеху называют его театральным оркестром.
Так кто же он - Евгений Гришковец? Разгадать загадку попытается Татьяна Устинова в программе Мой герой.
Накануне юбилея - 17 февраля Евгений Гришковец отметит своё 50-летие - уместно начать разговор с детских воспоминаний.
Поэтому ведущая программы Татьяна Устинова первым делом поинтересовалась, каким было детство нынешнего новатора театральной сцены.
- С чего все началось, где вы родились, в какой семье?
- Трудно назвать это семьёй.
Родители были студентами кемеровского Политеха, они родили меня очень рано.
Им не так давно исполнилось по 70 лет.
Я был всегда с ними, совсем молодыми людьми - в пять-шесть лет был своим человеком за столом.
Это важно, я это ценил.
Надо отдать должное моим родителям - меня никогда не оставляли на бабушку с дедушкой.
Мне было два-три года, а они таскали меня с собой в Ташкент, Самарканд...
И когда отец поехал в Ленинград писать диссертацию, меня взяли с собой.
Мы там здорово мыкались, но я чувствовал себя компаньоном всегда.
Важнейшим для исполнения ребенком в нашей семье - обязательно быть счастливым по возможности, весёлым и не бессмысленным.
Мне читали книги вслух.
Я предпочитал, чтобы мама читала.
Отец тоже хотел, рвался.
Но как только он начинал мне читать, он сразу засыпал.
Я ему пальчиками открывал глаза.
- Все дети отмечают мамин праздник 8 Марта, а у вас с вашим папой был праздник 1 мая...
- У моего папы день рождения первого мая, а он человек остроумный.
В общем, на протяжении долгого времени, до семи лет, пока мы не переехали в Ленинград, я был абсолютно убежден, что первомайская демонстрация в городе Кемерово происходит исключительно по причине дня рождения моего папы.
Ещё на первом курсе Евгений Гришковец пошел в студию пантомимы, где занимался с таким увлечением и преданностью, как будто это было важнее филологии и собственно университета.
- Почему вы выбрали пантомиму - выражение эмоций без слов?
- Я же картавил очень сильно и продолжаю картавить, просто сейчас научился, чтобы это помягче звучало и не так сильно раздражало окружающих.
Я-то полагал, что совершенно профнепригоден, а хотел заниматься искусством.
И пантомима тогда ещё была чем-то чудесным.
В это же время умами владел Полунин с любимыми всеми Лицедеями...
У Гришковца всегда есть своё мнение - он не подлаживается ни под кого.
В конце 80-х, под самый занавес советской эпохи, когда в вузах начали возрождаться команды КВН, вернувшийся со службы на флоте студент Гришковец приложил усилия, чтобы придушить кавээновское движение в университете, где учился.
Зачем? - недоумевает Татьяна Устинова.
- А вы не понимаете? КВН перерождается в бизнес моментально.
Он притягивает к себе все творческие силы, не пропускает другой тип юмора, другой образ жизни.
Кавээнщики сидят везде.
КВН порождает ужасную уверенность людей в себе: не надо заканчивать театральную академию, не надо учиться на режиссера...
Можно быть и режиссёром, и продюсером, и артистом в одном лице.
Просто нужно пройти горнило КВН, и ты всё знаешь.
И ещё он порождает чудовищное самодовольство...
Кинематограф - это единственный случай, где Гришковец с упоением слушает задачу, которую перед ним ставит режиссер.
Он ужасно любит сниматься в кино, хотя там у него, по его словам, в основном эпизодические роли.
- У вас нет желания пойти учиться, чтобы больше приглашали в кино?
- Я всё умею в профессии.
Себе в кино нравлюсь.
Фильмография у меня классная.
Я же снимался у Учителя, Адабашьяна, Говорухина.
У меня проходных ролей нет.
Меня снимали прекрасные операторы.
Я вообще сама дисциплина: я помалкиваю, знаю текст наизусть, потому что я же понимаю, что такое руководить театром и людьми.
Это же так интересно - угадать, что хочет от тебя человек.
Кайфую от работы в коллективе и не отвечаю за всё в целом.
Для меня съёмки в кино - высокооплачиваемый отдых.
Гришковец - провокатор, он устраивает театр из своей жизни.
И если говорить о театре как о модели жизни, то, конечно, он его главный режиссёр.
- Вы себе не давали сойти с выбранного пути, даже когда было трудно заниматься любимым делом, театром...
- К 1999 году я пришёл к тому, что надо заканчивать жить искусством.
Я уже сделал спектакль Как я съел собаку, уже получил премию за лучшую пьесу на русском языке - за Записки русского путешественника.
Но я не мог представить, что моя книжка будет продаваться в магазине или что на мои спектакли в Москве и Питере будут покупать билеты.
Веселье получается, а счастье не получается.
И я весь такой весёлый и несчастный.
Решил так: память у меня хорошая, я артистичный - стану модным адвокатом и буду доживать жизнь в комфорте.
Вот так я себе представлял.
Но я отчётливо понимал, что с того момента, как перестану заниматься искусством, наступит несчастье и доживание жизни.
Мне посчастливилось - случилась Золотая маска, и то чем я занимался, структурировалось и стало любимой работой.
ВИДЕО:
Георгий Гречко. Мой герой | Центральное телевидение
Нет начинающих артистов. Артист либо есть, либо его нет. Евгения Добровольская
Константин Юшкевич о жизни артиста в армии, курсе Марка Захарова и воспитании средой
Памяти Сергея Пускепалиса
|
Следующие телепередачи на канале ТВЦ в 13:30 08.02.2017
|