Одна из них -Бриллиантовая рука.
Когда сценарий Бриллиантовой руки был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников.
Лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него.
Все были уверены, что съемки будут проходить за границей, в Турции.
И каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай объявил: На Турцию средств не хватило, так что Стамбул будем снимать в Баку.
Съемочная группа фильма о Гайдае специально прилетела в Баку, прошлись по узким улочкам, где потерялся и был облит помоями герой Андрея Миронова.
Мы сняли то самое место, где героя Никулина соблазняла турецкая жрица любви.
А еще мы узнали, что здесь, на разных витринах висят раритетные фотографии со съемок фильма.
Руссо туристо! Облико морале! , Цигель! Цигель ай лю-лю! - вот уже несколько поколений цитируют комедии Леонида Гайдая, порой не догадываясь, откуда взялась та или иная фраза.
Многие из этих цитат приобрели популярность не только в России, но и за рубежом: иностранные торговцы смотрели фильмы Гайдая, чтобы быть ближе к российским туристам.
Режиссер придумал для речи иностранцев особый язык.
Зрители мгновенно его запомнили и стали активно использовать.
В фильме сын Юрия Никулина расскажет, как появилась одна из знаменитых фраз.
Каждый актер, снявшийся в фильме Гайдая, немедленно приобретал огромную популярность.
К сожалению, такая слава имела один побочный эффект: народ запоминал актеров только в этой роли, и уже ни в какой другой не воспринимал.
Так и Светлану Светличную зритель лучше всего помнит в роли роковой красотки Анны Сергеевны, соблазнившей героя Никулина.
Ее появление в шелковом халатике и расстегивающийся под звук выстрела бюстгальтер запомнился навсегда.
Раздевание Светличной было не единственной смелой шуткой режиссера.
Тему флирта и сексуальности режиссер настойчиво эксплуатировал из фильма в фильм.
Сейчас эти сцены смотрятся совершенно безобидно, но тогда официальные комитеты воспринимали их как вызов.
Про Светличную даже сказали, что она чересчур соблазнительная.
Светлана Светличная расскажет в фильме свою историю о съемках.
Комедия - сложный жанр.
Расстрогать зрителя легко, а вот заставить его улыбаться - значительно труднее.
Как же удалось Леониду Гайдаю понять, что смешно для зрителя, а что нет? Возможно, ответ кроется в детстве.
Леонид Гайдай родился и вырос в Иркутске и в детстве часто бегал в кино на Чарли Чаплина.
Эти фильмы казались ему праздником, с которым не хотелось больше расставаться.
И маленький Леня захотел стать частью этого праздника.
После школы он поехал в Москву, поступать во ВГИК.
Ему удалось поступить на актерский факультет, но он быстро понял, что актера из него не выйдет и переключился на режиссуру.
И однажды снял короткометражку Пес Барбос и необыкновенный кросс.
Это был грандиозный успех.
Вся страна тут же запомнила фамилию Гайдай.
На этой волне режиссер снял картину Операция „Ы“, и другие приключения Шурика - и вновь попал в десятку! В этом фильме родился еще один фирменный гайдаевский персонаж - студент Шурик.
Кого только ни пробовал Гайдай на эту роль: Олега Видова, Виталия Соломина, Александра Збруева, даже Евгения Петросяна… Евгений Петросян расскажет в фильме, как он проходил пробы у Гайдая и почему в итоге их не прошел.
Следующая картина Гайдая Кавказская пленница прославила юную Наталью Варлей.
Гайдай нашел ее под куполом цирка - Наталья была воздушной гимнасткой и не собиралась менять профессию.
Но Леониду Иовичу была нужна именно такая героиня - улыбчивая и с яркими, выразительными глазами.
Наталье пришлось распроститься с цирком, и ее Нина покорила сердца зрителей.
Съемочная группа фильма съездила в Крым по местам съемок фильма.
Вы увидите камень, на котором танцевала героиня Варлей, знаменитое дерево грецкого ореха, на котором сидел Юрий Никулин, и многое другое! Еще одним всенародно любимым стал фильм Иван Васильевич меняет профессию.
Часть сцен Ивана Васильеича снималась в павильонах Мосфильма, а не в реальных палатах, как многие думают.
А натурные съемки снимались в настоящем древнем Кремле - Ростовском.
Леонид Гайдай мечтал снять мелодраму.
Даже брался за какой-то материал, что-то читал, делал раскадровки, зарекался не снимать больше смешное кино… Но потом сдавался и садился, дымя сигаретами, за очередную комедию.
Говорил жене: Нинок, люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются.
Нинок - так Гайдай называл свою жену - актрису Нину Гребешкову.
С ней он познакомился еще во время учебы во ВГИКе и прожил всю свою жизнь.
Нина Гребешкова стала его музой.
Гайдай снимал ее во многих своих фильмах.
Правда, скромничал - на главные роли не брал, но Гребешкова все равно становилась украшением любой его картины! Во многом благодаря Нине Павловне Гайдай стал тем, кем стал.
Он всегда спокойно работал, зная, что у жены все под контролем.
Жена была надежным тылом во всем.
Леонид Иович понятия не имел, есть ли что в холодильнике, куплены ли зимние ботинки и заправлена ли машина.
Всем этим занималась жена.
Сама водила машину, сама делала ремонт.
И зарабатывала между выходами фильмов Гайдая - а это могло занимать и год, и два, и три.
Нина Павловна не жаловалась.
Понимала, что ее муж гений.
Никогда не лезла вперед.
Но недаром говорят, муж - голова, а жена - шея.
От слова Гребешковой многое зависело! Гайдай всегда советовался с женой - и верил ее оценкам безоговорочно.
Последние картины Леонида Гайдая уже было не сравнить с его шедеврами 60-х, 70-х.
Комедии, которые он снимал под конец жизни, не получили широкого признания у публики.
Изменилось время, люди, изменились и шутки.
Режиссер, который всегда так остро, на уровне интуиции, чувствовал, что людям смешно, а что нет - к 90-м годам перестал понимать, над чем же теперь смеется народ.
Может быть, поэтому комедия Опасно для жизни! не получила такого широкого признания… В 1993-м году Волович и Инин написали для Гайдая комедийный сценарий о подводной лодке.
Но Гайдай вдруг честно признался: Ребята, я, наверное, не смогу… В 70 лет у него началось воспаление легких… Жена Нина Гребешкова бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала.
А 19 ноября 1993 года у режиссера оторвался тромб в легочной артерии.
После смерти режиссера признали классиком и неповторимым мастером советской комедии.
И действительно: повторить успех Гайдая не удалось с тех пор ни одному режиссеру.
Есть даже шутка: с каждым годом актеры в советских комедиях играют все лучше и лучше! В фильмах Леонида Гайдая каждый зритель находит что-то свое.
Оказалось, что народные комедии - это особый жанр.
И чтобы снимать их, требуется не просто талант режиссера, но еще интеллект, особое чутье на тонкий юмор, добрую иронию, чтобы получилось настоящее смешное, а не примитивное и пошлое кино.
Для нас Леонид Гайдай - больше, чем просто человек и режиссер.
Гайдай - это наше детство, наше самое доброе и самое веселое на свете кино.
В фильме принимали участие: Нина Гребешкова - актриса, жена Леонида Гайдая Оксана Гайдай - дочь Леонида Гайдая Александр Зацепин - композитор Наталья Варлей - актриса Николай Гаро - кинопродюсер Аркадий Инин - сценарист, драматург Леонид Куравлев - актёр Юрий Гальцев - актёр, юморист Марк Богатырев - актёр Камиль Ларин - актёр Леонид Каневский - актёр Светлана Светличная - актриса Евгений Петросян - юморист Татьяна Кравченко - актриса
ВИДЕО:
Бриллиантовый вы наш! К 95 летию Леонида Гайдая
Бриллиантовая рука (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1968 г.)
Леонид Гайдай. Маршал советской комедии
Как Гайдай обманул всех
|
Следующие телепередачи на канале Первый канал в 09:15 11.04.2020