20-е годы прошлого века.
Мировая авиация покоряет все новые высоты и скорости.
Западные страны устанавливают рекорд за рекордом.
А Советский Союз в этой гонке рекордов значительно отстает.
Поэтому руководством страны принимается решение о постройке самолета, способного установить мировой рекорд дальности беспосадочного перелета.
Андрей Николаевич Туполев создает АНТ-25.
Самолет испытывает Михаил Громов, шеф-пилот ЦАГИ.
Вскоре строится второй экземпляр АНТ-25, испытателем которого становится Андрей Юмашев.
В 1934 году Михаил Громов, после нескольких неудачных попыток, устанавливает на АНТ-25 рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту.
Но никто в мире не признает этого: Советский Союз тогда еще не был членом Международной авиационной федерации.
В том же 34-м году в арктических льдах тонет ледокол Челюскин.
Силами советской авиации проводится небывалых масштабов спасательная операция.
Летчики, спасшие более ста человек, становятся первыми Героями Советского Союза.
Среди них - известный летчик Сигизмунд Леваневский.
Хотя на самом деле ему так и не удалось спасти из ледяного плена ни одного человека.
Но Сталин лично внес фамилию Леваневского в список первых Героев.
Чтобы оправдать свое звание, Леваневский предлагает самый смелый из возможных маршрут для установления рекорда дальности: перелет в США через Северный полюс Земли.
Сталин отдает Сигизмунду Леваневскому самолет Михаила Громова.
Начинается подготовка к рекордному перелету.
Леваневский ищет себе второго пилота.
Из-за сложного характера Сигизмунда Александровича все, к кому он обращается, отказываются лететь.
Сверху вторым пилотом назначается Георгий Филиппович Байдуков.
Фильм 2-й.
Продолжается подготовка первого беспосадочного перелета из Москвы в США через Северный полюс.
3 августа 1935 года самолет АНТ-25 вылетает с аэродрома Щелковский.
В первые часы полета обнаруживается утечка масла.
Леваневский принимает решение прекратить полет.
Байдуков не согласен с решением командира, но выхода у него нет.
Леваневский наводит заряженный маузер на своего второго пилота, и Байдуков сажает самолет на первом подходящем аэродроме.
Уже после посадки происходит возгорание самолета, но оказавшиеся рядом красноармейцы чудом его спасают.
На последовавшем за неудачной попыткой перелета совещании у Сталина Леваневский заявляет, что АНТ-25 не годится для совершения подобного перелета.
Более того, он называет создателя самолета, Андрея Туполева, вредителем.
За конструктора вступается Георгий Байдуков, он искренне верит в АНТ-25 и готов продолжать подготовку к перелету через Северный полюс.
Леваневский отправляется в США на поиски подходящего самолета.
А Байдуков отправляется к Валерию Чкалову, чтобы предложить ему войти в экипаж АНТ-25 в качестве командира.
Чкалов соглашается не сразу, но в итоге именно он возглавит экипаж, который первым совершит перелет из Москвы в США через Северный полюс.
Июнь 1936 года.
Экипаж АНТ-25: командир - Валерий Чкалов, второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков.
Экипаж обращается к руководству страны с просьбой разрешить перелет через полюс.
Сталин вместо этого отправляет их на Дальний Восток.
Подготовка к перелету не обходится без сложностей.
Во время контрольного полета шасси застревают в полуубранном положении.
Экипаж принимает решение: чиниться прямо в воздухе.
Почти десять часов невероятных усилий, одно из шасси встает на свое место.
И Валерий Чкалов мастерски сажает АНТ-25 без серьезных повреждений.
20 июля 1936 года АНТ-25 отправляется на Дальний Восток.
По пути Чкалов, Байдуков и Беляков буквально сражаются с циклонами, которые встречаются на их пути.
Обледенение неоднократно грозило смертью.
Долетев до Камчатки, взяли курс на Хабаровск, но, сбившись с маршрута, никак не могли выйти на устье Амура.
Радиостанции Хабаровска и Николаевска-на-Амуре молчали.
Спустя 56 часов полета экипаж был вынужден совершить аварийную посадку на острове Удд.
Это небольшой клочок земли в Охотском море, покрытый камнями и оврагами.
Посадка в сложнейших условиях приводит к поломке одного из шасси АНТ-25.
Экипаж не может ни взлететь, ни починить самолет.
И формально задание Сталина не выполнено: АНТ-25 должен был долететь до Хабаровска.
Дневники читает Евгений Дятлов.
Год: 2015
Жанр фильма: документальный, исторический, ,
Актеры фильма Люди, сделавшие Землю круглой 1-й и 2-й фильмы:
,Валдис Пельш,
ВИДЕО:
Документальный фильм об авиации | Валдис Пельш | 1-4 серии | Люди, сделавшие Землю круглой.
Документальный фильм об авиации | Валдис Пельш | 1 серия | Люди, сделавшие Землю круглой.
Документальный фильм об авиации | Валдис Пельш | 2 серия | Люди, сделавшие Землю круглой.
Документальный фильм об авиации | Валдис Пельш | 3 серия | Люди, сделавшие Землю круглой.
|
Следующие телепередачи на канале Первый канал в 13:20 24.07.2016
|