Мы привыкли видеть советскую эстраду середины прошлого века причесанной, целомудренной, застегнутой на все пуговицы.

Кажется, что скандалы и интриги обходили этих людей стороной.

Но какой на самом деле была изнанка? В этом попытались разобраться авторы документального фильма Горькие ягоды советской эстрады.

Противостояние двух столиц, как оказалось, началось намного раньше жарких футбольных баталий между московским Спартаком и питерским Зенитом.

Знаменитую песню Стоят девчонки, написанную в 1966 году, из современных исполнителей не спел разве что только ленивый.

Но мало кто помнит, что первой исполнительницей этого хита была ленинградская певица Мария Пахоменко.

Эффектная европейская внешность, узнаваемый голос и безупречный вкус - все это сделало певицу звездой номер один в СССР.

Пахоменко выпустила рекордное количество пластинок - больше двух с половиной миллионов! Жизнь казалась Марии и ее мужу композитору Александру Колкеру сказкой.

В 1971 году в министерстве культуры СССР подыскивали артиста для участия в конкурсе Золотой Орфей, который проводился в Болгарии.

Ленинград, вспомнив все заслуги Пахоменко, выставил ее кандидатуру.

Но у Москвы были свои амбиции и свой список кандидатов.

Певице позвонили из столицы и открытым текстом просили отказаться от участия в конкурсе добровольно.

Она не согласилась.

И выбор пришлось делать министру культуры Фурцевой лично.

Мало кто в московских министерских кабинетах желал Пахоменко победы, но она вернулась с главным призом конкурса.

В газете Советская культура Пахоменко посвятили один сухой абзац.

А вместо почестей… перестали ее приглашать в Москву вообще и на телевидение в частности.

Но отказавшись от Пахоменко, Москва не собиралась отказываться от ее образа.

Так на советской сцене появилась Валентина Толкунова.

Такой же хвост волос или коса, такие же бусы, практически тот же образ! И было у Толкуновой одно преимущество перед Пахоменко: ее репертуар не только лирический, но и патриотический - лучший пропуск на советский голубой экран.

С середины 70-х Мария все реже появлялась на экранах центрального телевидения.

Да и ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко с точки зрения редакторов было нерационально.

Для Толкуновой стали работать самые лучшие и известные композиторы страны.

Может быть, золотой век Марии Пахоменко был бы куда длинней, умей она постоять за свои творческие амбиции.

Но ее характер не был бойцовским.

Просить она не умела, с полезными людьми не дружила.

Как закатилась ее звезда? Смирилась ли она с судьбой? Ради чего в последние годы жизни ее дочь прятала Марию от отца? Узнаете из фильма.

Не меньшие конфликты, рассказывают авторы фильма, происходили на эстраде и у народниц, главными из которых были величавая Людмила Зыкина, суровая Ольга Воронец и молодая Александра Стрельченко.

Огромная территория СССР разводила главных народниц страны.

Зрителей хватало всем.

Другое дело - сборные концерты, особенно если они устраивались для партноменклатуры и транслировались по телевидению.

Показателем самого высокого статуса для эстрадного исполнителя считалось открывать или закрывать концерт.

Статус Зыкиной был столь высок, что в любом концерте за ней было закреплено негласное право закрывать представление… В 2015 году Александра Стрельченко перенесла инсульт, вследствие которого певица почти не выходит из дома.

Своих детей у нее нет, и поэтому ученики не только продолжают дело своего педагога, но и помогают ей справиться с недугами… Кому перешли дорогу любимая миллионами певица Александра Стрельченко и ее муж-продюсер? Кто довел Галину Ненашеву до нервного срыва? Почему одним достались, как пелось в известной песне, только горькие ягоды, а других судьба баловала сладкой жизнью десятилетиями - например, Эдиту Пьеху? Она впервые вышла на профессиональную сцену в 1955 году.

А карьера Эдиты Станиславовны - официально самая продолжительная в нашем шоу-бизнесе.

В 2017 году она пела на своем восьмидесятилетнем юбилее, так что в профессии Пьеха шестьдесят два года.

В нее влюблялись самые известные люди страны.

Но за долгую жизнь Эдита Станиславовна привыкла в своих рассказах опускать имена и фамилии.

За десятилетия певческой вахты она поняла, что время всегда всех рассудит по справедливости.

А еще, что никогда нельзя сдаваться - только в этом залог долгой, успешной карьеры



ВИДЕО:
Горькие ягоды советской эстрады

Людмила Сенчина Сладка ягода (1980)

Ольга Воронец Сладка ягода из к/ф Любовь земная (1975)

Марию Пахоменко избивает любимый муж


Следующие телепередачи на канале ТВЦ в 01:15 15.01.2021