Фильм посвящен 90-летию со дня рождения любимого артиста.

Когда в 60 лет Евгений Евстигнеев женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьез.

В театральной тусовке крутили пальцем у виска, но оказалось - любовь его спасла.

Она появилась в жизни актера в самый драматический момент.

Эту красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии, где был приходящим педагогом.

Они с Ириной Цывиной долго прятали свои чувства, но в какой-то момент Евгений Александрович позволил себе быть свободным.

От чужого мнения, от навязанных стандартов.

Еще в молодости актер был записан в некрасавцы.

Поэтому и глубокие драматические роли ему не предлагали.

Разве мог так выглядеть настоящий герой? А уж его раннюю лысину обыгрывали по полной! Никто тогда не знал, что Евстигнеев уже имел успех на сцене: после окончания Горьковского театрального училища, он три года служил во Владимирском театре, и публика начала ходить специально на него.

На сцену его привела любовь к джазу.

Рассказывают, что педагоги училища случайно увидели в кинотеатре, как парень с рабочей окраины перед сеансом стучал на барабане.

Но уже после училища уже настолько вошел во вкус, то захотел стать артистом МХАТа, куда попасть можно было только через Школу-студию.

И в 28 лет актер снова стал школяром.

Его долго воспринимали как комического персонажа.

Поэтому когда он женился на Гале Волчек, в школе-студии живо обсуждали этот мезальянс.

Да и папа Галины - известный кинооператор Борис Волчек, был поначалу против такого союза.

Молодые долго скитались по чужим квартирам, ночевали даже на вокзале.

Но бытовые трудности воспринимали с юмором - ведь их главным домом был театр Современник, который они сами и создавали с Олегом Ефремовым.

Но что-то в семейной жизни пошло не так.

И однажды Волчек узнала, что у мужа роман на стороне… Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая, похожая на итальянскую кинозвезду, Лилия Журкина.

Она пришла в труппу Современника в 1962 году.

Между Евстигнеевым и молодой актрисой возникло чувство, да такое, что им пришлось оставить прежние семьи, а Журкиной еще и сразу уйти из театра.

Красавицей-женой Евгений Александрович гордился, свои редкие выходные он проводил только вместе с ней.

А в 1968 родилась дочь Маша, которую отец обожал… Его карьера шла в гору: появилась вторая после Голого короля коронная роль - Сатина из спектакля На дне.

Любимцем же всей страны актер стал, сыграв начальника пионерского лагеря Дынина в комедии Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! Не удивительно, что он привлек внимание Эльдара Рязанова - мастера лирической комедии.

Режиссер снимет актера в четырех фильмах, и всякий раз для Евстигнеева эта работа будет праздником.

Даже если съемки шли в лютый мороз.

Вот как о Зигзаге удачи вспоминает в документальном фильме Ирина Скобцева: - Холодрыга была страшная.

Бурков говорит: Мы замерзнем, у всех носы будут синие.

Мы должны поправлять здоровье - по рублю в шапку! И кто-нибудь бежал за горячительным.

Правда, в какой-то момент актеры так увлеклись, что режиссер пригрозил написать докладные в их театры.

А Евстигнеева однажды упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля.

А вот у жены Евгения Александровича карьера не задалась.

Лилия, в основном сидела дома.

Из театра она ушла, в кино почти не приглашали, надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах.

На фоне постоянных переживаний у Журкиной начались проблемы со здоровьем, а стресс она заглушала таблетками и алкоголем.

А в самом Современнике тем временем назревал раскол.

Олег Ефремов в 1970-м году возглавил МХАТ и позвал с собой часть труппы.

Вспоминает Валентин Гафт: - Случилось то, чего никто не ожидал.

Женя ушел в самый неожиданный момент.

Он больше всего защищал Современник, и говорил, что никогда не уйдет.

И это был капкан.

Что же побудило Евгения Евстигнеева совершить этот шаг? Личная ситуация? Старая дружба с Олегом Ефремовым? Из-за чего в то время он больше всего страдал? В 70-80-е годы актер сыграл несколько ролей, которые позже назовут хрестоматийными.

Но сыграть, например, Короля Лира ни в кино, ни в театре Евстигнееву не предлагали.

Однажды ему прислали почитать сценарий фильма Зимний вечер в Гаграх.

В этот образ он вложил, кажется, всю свою боль, и чувство одиночества, и растерянность от вдруг возникшего отдаления любимой дочери.

Фильм был снят в 1985 году.

За год до этого умерла мама, которую Евстигнеев нежно любил.

В 86-м не стало Лилии Журкиной.

Евгений Александрович слег со вторым инфарктом.

И тут судьба послала ему спасение.

Это было впервые: молодая женщина окружила его почти материнской заботой.

Он снова почувствовал вкус к жизни, с удовольствием стал носить модные обновки, радовался гостям.

И именно Ирина уговорила мужа сыграть, возможно, лучшую роль - профессора Преображенского в Собачьем сердце.

Но как раз накануне съемок состоялся его тяжелый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа.

Почему Ефремов неожиданно жестко обошелся со старым другом? А может роковую фразу Олег Николаевич просто бросил в сердцах? Смог ли Евгений Александрович простить друга? …Он ушел как-то внезапно, и это стало для многих шоком.

Говорили, что его убила собственная впечатлительность: перед операцией на сердце, хирург рассказал актеру обо всех рисках.

И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти - достоверно, как умел.

Он был мужчиной.

И до конца оставался сильным и очень светлым человеком



ВИДЕО:
Евгений Евстигнеев. Мужчины не плачут | Центральное телевидение

Еще люблю, еще надеюсь (1984)

Ночные забавы. Художественный фильм, мелодрама (1991)

Евгений Евстигнеев


Следующие телепередачи на канале ТВЦ в 04:20 26.02.2021